В греческой мифологии мы встречаем существ, похожих на фей — нимф. Это низшие божества, олицетворяющие силы природы, ее живительные и плодоносные силы. Древние приносили им в жертву мед, оливковое масло и молоко. Нимфы были второстепенными божествами, но храмы в их честь не воздвигались.
Парацельс ограничивает их владения стихией воды, древние, однако, полагали, что весь мир населен нимфами. Они давали нимфам различные наименования соответственно их обиталищам. Дриады, или гамадриады, жили на деревьях, были невидимы и умирали вместе с деревьями. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ними пользуются особым покровительством дриад. Другие же нимфы считались бессмертными или же, как мельком упоминает Плутарх, жили девять тысяч семьсот двадцать лет. Среди них были нереиды и океаниды — они владели морями. Нимфы озер и источников назывались наяды, нимфы пещер — ореады. Были также нимфы лощин, именовавшиеся напеями, и нимфы рощ — альсеиды. Точное количество нимф неизвестно; Гесиод называет число три тысячи. Это были строгие красивые молодые женщины; их название, возможно, означает всего лишь «девица на выданье». Тот, кто их увидел, мог ослепнуть, а если видел их нагими, умирал. Так утверждает один стих Проперция.
«Вторая дриада беззвучно появилась из-за охваченного кустарниками можжевельника ствола ели, не больше чем в десяти шагах от него. Хотя она была маленькая и очень худенькая, ствол казался еще тоньше. Совершенно непонятно, как он мог не заметить, когда она подходила. Возможно, ее маскировала одежда — не уродующая стройной фигурки комбинация из странно сшитых лоскутков ткани множества оттенков зеленого и коричневого, усыпанная листьями и кусочками коры. У волос, перехваченных на лбу черным платочком, был оливковый цвет, а лицо пересекали полоски, нанесенные ореховой кожурой. Та, что стреляла первой, выскочила из терновника, пробежала по поваленному стволу, ловко перепрыгивая через поваленные корни. Хотя там валялась куча сухих веток, но он не слышал, чтобы хоть одна хрустнула под ее ногами.»
(Анджей Сапковский
«Меч предназначений».)
Главными нимфами считались водяные нимфы. Самые древние — мелиады — родились из капель крови Урана. Имена водяных Нимф большей частью указывают на то или иное свойство или качество водной стихии. От браков Нимф с богами рождаются герои. Нимфы обитают вдали от Олимпа, но по приказанию Зевса призываются во дворец отца богов и людей. Они обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти. Они врачуют и исцеляют, предсказывают будущее. Изображались в виде прекрасных обнаженных или полуобнаженных девушек.
Наяды — в греческой мифологии нимфы источников, ручьев и родников, хранительницы вод. Купание в их водах исцеляет от болезней. Они относятся к потомкам Океана и Тефиды; насчитывают их до трех тысяч. Наяды — очень древние существа. Одна из наяд — Мента, — носила имя Кокехиды, была связана с водой царства мертвых и является возлюбленной Аида. Наяды обладают способностью к прорицанию. Воды источников, где обитают Наяды, имеют очистительные свойства и даже обладают способностью дарить бессмертие.
Флора — в Древнем Риме — богиня-защитница цветения и цветов, изображалась с рогом изобилия, из которого она рассыпает цветы по всей земле. Согласно поэме Овидия(43 до н.э. — 17 до н.э), Флора в период Золотого Века была нимфой по имени Хлорида (Chloris — звенящая), но западный ветер Зефир похитил ее и сделал своей супругой. Его свадебным подарком была вечная весна, вследствие чего она стала богиней молодости (юности) природы, начинающей год.
Сцилла. Прежде чем стать чудовищем и обратиться в скалу, Сцилла была нимфой, которую полюбил Главк, один морских богов. Дабы ее покорить, Главк попросил о помощи Кирку, которая славилась знанием трав и волшебства. Однако Кирка сама влюбилась в Главка, да только никак не могла заставить его забыть Сциллу. И, чтобы наказать соперницу, она вылила сок ядовитой травы в источник, в котором нимфа купалась. Далее, по словам Овидия («Метаморфозы», XIV, 59 — 67):
Сцилла пришла и до пояса в глубь погрузилась затона,
Но неожиданно зрит, что чудовища некие мерзко
Лают вкруг лона ее. Не поверив сначала, что стали
Частью ее самое, бежит, отгоняет, страшится
Песьих дерзостных морд, — но в бегство с собою влечет их,
Щупает тело свое, и бедра, и икры, и стопы. — Вместо знакомых частей обретает лишь пасти собачьи.
Все — лишь неистовство псов; промежности нет, но чудовищ
Спины на месте ее вылетают из полной утробы.
Она чувствует, что стоит на двенадцати ногах, что у нее шесть голов и в каждой голове — три ряда зубов. Такая метаморфоза настолько ее устрашила, что Сцилла бросилась в пролив, разделяющий Италию и Сицилию, где боги превратили ее в скалу. Когда во время бури ветер загоняет суда в каменистые расщелины скалы, моряки, по их словам, слышат доносящийся оттуда жуткий рев.
Эту легенду можно также найти у Гомера и у Павсания.
Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»
Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»